вторник, 19 января 2010 г.

Щедровка - веселая местная традиция на Старый Новый год

Я живу в городе Речица. Это районный центр в Гомельской области (Беларусь). Я очень люблю Старый Новый год еще с детства. Это самый веселый праздник в году. Вечером многие люди (особенно дети и молодежь) наряжаются до неузнаваемости и ходят по квартирам, исполняя специальные стихи и песни - щедровки. Иногда это действие сопровождается еще музыкой и танцами! )))
Остальная часть города готовится заранее - запасает конфеты и мелкие деньги. Выглядит это так. Раздается звонок в дверь. Открываем, слышим:

Щедрую, щедрую -
Колбасу чую!
Открывайте сундучки,
Доставайте пяточки!
Это классическая щедровка.

Вот эти девочки еще пели:
Я цыганка-молдаванка,
Из Москвы приехала.
Дайте денег, дайте сала,
Чтоб назад уехала!
Просто шедевр!!! :-)))
Обычно исполняют несколько песенок, и в пакеты артистам сыплются конфеты, деньги, фрукты. Взрослые иногда тоже ходят, но их интересуют не конфеты. :-)

Когда я училась в школе (еще во времена Советского Союза) с этой традицией, как и со многими другими, пытались бороться. Приходит учительница на следующий день в класс:
- Кто вечером ходил щедровать???
Тишина. А большая часть класса ходила! И не столько конфеты интересовали, сколько возможность раз в году замаскироваться, побыть кем-то другим.
Учительница дальше вопрошает:
- А кто открывал дверь щедровщикам?
Да все открывали!!! Включая и саму учительницу! :-))) Но надо было придерживаться линии партии...
Я была уверена, что эта традиция существует и в других городах, но когда позже училась и жила в Минске, поняла, что это чисто местный староновогодний обычай.

Я сфотографировала некоторых из наших гостей в этом году. В основном, конечно, дети ходили. И глядя на них, мой сынок с друзьями тоже собрался щедровать. Вернулся с конфетами! )))
On the 13th January the people of our town celebrate the Old New Year holiday. This holiday is well known in Belarus, Russia and Ukraine. But it has a long tradicion and local features. On that evening some people wear fancy dresses. They go from home to home and sing special songs, and owners treat them with sweets and some money. It is a very funny holidey! You can see some pictires of our guests this year.

1 комментарий: